8- 9
87-244-33-60

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО ТАКОЕ АДНЕКСИТ ИЛИ ВОСПАЛЕНИЕ ПРИДАТКОВ

Воспаление придатков матки (сальпингоофорит, аднексит) - коварное заболевание. Подчас, протекая почти незаметно и не представляя серьезной угрозы для жизни женщины, оно бьет по самому уязвимому - по способности иметь детей. По статистике, каждая пятая женщина, перенесшая его, страдает бесплодием.

В норме придатки матки, то есть маточные трубы и яичники, стерильны и не содержат микроорганизмов. Но при определенных условиях, например, при нарушении правил интимной гигиены, вездесущие микробы попадают туда и вызывают воспаление - аднексит.  Это могут быть и самые обыкновенные бактерии, населяющие влагалище, которые всегда стремятся расширить зону своего обитания.

В нормальном состоянии организм сопротивляется этой экспансии, но при ослаблении защитных сил может не выдержать атаки, особенно если во влагалище состав микрофлоры не соответствует норме и преобладают не очень миролюбивые бактерии.

Другой - и более вероятной - причиной аднексита могут быть возбудители, передаваемые половым путем. Чаще всего это возбудители так называемых "скрытых инфекций" - хламидии, мико- и уреаплазмы, а также гонококки, трихоманады. Если эти бактерии в результате заражения попадают в женские половые пути, то им не подходит кислая среда влагалища и они всеми силами стремятся попасть в полость матки и трубы, где среда более подходящая. К тому же там находится цилиндрический эпителий, в котором могут жить хламидии.

Эти болезнетворные бактерии вооружены достаточным арсеналом средств, чтобы сопротивляться иммунной системе. Если в анализах обнаружены хламидии, гонококки, микоплазмы, уреаплазмы, трихомонады, то требуется специальное лечение, причем и вашему партнеру тоже.

В распространении инфекций также большую роль играет оральный и анальный секс, при которых в уретру мужчины и во влагалище женщины попадают микроорганизмы, не свойственные этим анатомическим отделам и изменяющие свойства микроэкологической системы, о которой было сказано выше. По этой же причине заражению способствуют простейшие и глисты.

Существуют некоторые факторы риска, при наличии которых микробам проще всего "добраться" до матки и придатков. К ним относятся:

• любые внутриматочные вмешательства, например введение внутриматочных спиралей, операции по хирургическому прерыванию беременности;

• несколько половых партнеров;

• секс без барьерных методов контрацепции и во время менструации;

• перенесенные в прошлом воспалительные заболевания женских половых органов (остается вероятность сохранения хронического воспалительного процесса при невыявленных ранее «скрытых» инфекциях и развития дисбактериоза влагалища);

• роды;

• переохлаждение (известное выражение "застудила придатки" подчеркивает связь переохлаждения со снижением иммунитета).

По клинической картине сальпингоофорит может быть острым и хроническим. В последнее время большая часть воспалений протекает стерто, формируется первично хронический воспалительный процесс.

Если при остром аднексите внезапно появляются острые боли в нижних отделах живота, может повышаться температура, появляются обильные гнойные выделения из влагалища, учащенное болезненное мочеиспускание, то при стертом течении начало заболевания практически бессимптомно.

И при остром, и при стертом течении заболевания после стихания воспаления вокруг маточных труб и яичников образуются спайки. Формируется соединительная ткань в виде тяжей, «пленок», «паутины», которая склеивает между собой  близко расположенные органы: матку с трубами, с яичниками, в спаечный процесс может быть вовлечен кишечник, тазовая брюшина. Биологическая суть процесса спайкообразования состоит в «замуровывании» очагов воспаления для того, чтобы не допустить расползания инфекции по всему организму, по большому счету – это способ выжить.

ВЛИЯНИЕ АДНЕКСИТА НА РАЗВИТИЕ БЕСПЛОДИЯ

Естественно, в ответ на присутствие микроорганизмов в маточных трубах и на яичниках развивается воспалительная защитная реакция - аднексит или воспаление придатков. Если правильным лечением быстро избавиться от возбудителя и погасить воспаление придатков, то все обойдется без последствий. Длительное же воспаление приводит к развитию плотной соединительной ткани, которая замещает погибшие клетки.

В результате и без того очень тонкий просвет трубы, имеющий всего 1-2 мм в диаметре, может легко зарасти соединительной тканью и труба станет непроходима, поэтому встреча сперматозоида и яйцеклетки станет невозможной. Кроме этого, во время воспаления поражаются и клетки эпителия маточных труб, тем более, что многие микроорганизмы, например хламидии и микоплазмы, внедряются в них. Поэтому пораженный эпителий не сможет донести яйцеклетку от яичника до матки.

Во время длительного воспаления капсулы яичников также происходит разрастание соединительной ткани. Капсула яичника утолщается, становится более плотной. И может так случиться, что она станет слишком крепкой и не разорвется в момент овуляции фолликула. Созревшая яйцеклетка не сможет покинуть фолликул во время овуляции и останется "в заточении" - возникают мелкокистозные изменения яичников. В этом случае беременность также будет невозможна.

Кроме трубы и яичника поражается прилегающая к ним брюшина - внутренняя оболочка брюшной полости. Чтобы ограничить распространение инфекции в брюшине, разрастается соединительная ткань и образуются спайки, которые склеивают листки брюшины между собой, ограничивая воспаление, но одновременно приводя к малоподвижности внутренних органов; развивается т.н. "спаечный процесс". В том числе снижается подвижность маточных труб, которая необходима для полноценного переноса яйцеклетки к матке.

Таким образом, причин бесплодия после перенесенного воспаления яичников - великое множество. Непреодолимые препятствия воздвигаются почти на всех стадиях зачатия ребенка и вынашивания беременности. Такая форма бесплодия трудно поддается лечению.

Особенно сильно нарушается работа маточных труб и яичников, если процесс имеет длительное, хроническое течение. А к нему почти всегда приводит острое воспаление, если его не лечить. Поэтому при появлении признаков воспаления придатков нельзя рассчитывать, что все пройдет само собой.

Особенно часто хронизации воспалительного процесса способствуют упоминавшиеся "скрытые инфекции" не всегда хорошо поддающиеся диагностике и лечению вследствие своей специфики. Помимо бесплодия, воспаление придатков чревато серьезными осложнениями, например, гнойным абсцессом, который грозит перитонитом.

При нарушении работы маточной трубы может произойти оплодотворение яйцеклетки, но доставить зародыш в матку труба будет не в состоянии. Внематочная беременность при удачном стечении обстоятельств при своевременном обращении к врачу окончится хирургическим удалением трубы, а при неудачном - ее разрывом и внутрибрюшным кровотечением, подчас с большим риском для жизни.

Поэтому не откладывайте визит к гинекологу, если замечаете:

·   острые или тупые ноющие боли внизу живота, усиливающиеся при охлаждении, перед или во время менструации, во время физической нагрузки;

·   боли в животе во время полового акта, снижение полового влечения;

·   нарушения менструальной функции;

·   периодические или постоянные необычные выделения, дискомфорт.

Кабинет
гинеколога